Страницы

История Израиля

История Израиля насчитывает тысячелетия. Достаточно сказать, что одним из первых источников по израильской истории стала… Библия. Археологические раскопки современности доказывают тот факт, что события, описанные в ней, имели реальную основу. Таким образом, сегодня можно сказать, что история евреев началась тогда, когда Авраам, считающийся родоначальником евреев, арабов и арамеев, был призван в Ханаан. Ветхозаветный патриарх Авраам родился в 2040 г. до н.э. в северной Месопотамии. Проповедуя единого Бога, он преследовался своими языческими соотечественниками, и на 75-ом году жизни оставив родину и переправившись через Евфрат пришел в Ханаан. Слово «еврей» произошло от прозвища патриарха – «га-иври», означающего «прибывший с стой стороны реки». Когда Аврааму было 100 лет, а его жене Саре – 90, у них родился сын Исаак, который, по союзу Авраама с Богом, должен был стать продолжателем еврейского племени. В браке Авраама с его второй женой Кетуру родилось 6 сыновей, и все они стали родоначальниками арабских племен. Именно поэтому Библия трактует имя патриарха как «отца множества племен». Над его могилой в Хевроне мусульмане построили мечеть, являющуюся одной их величайших святынь исламской религии. Образ Авраама имеет высокое значение, как для евреев, так и для мусульман и отцов христианской церкви. Явление Бога Аврааму в образе трех путников Православной церковью рассматривается как символ троичного Божества. Считается, что сыновья Авраама переселились в Египет, а оттуда их потомки были обращены в рабство, продолжавшееся долгих 400 лет. До тех пор пока, по Божьему проведению не появился Моисей. 40 лет еврейский народ скитался по пустыне и, породив новое поколение свободных людей, наконец, достигнул Израильской земли. Народу была дарована Тора (Пятикнижие) со знаменитыми десятью заповедями, и так сложилась религия. В течение двух веков израильтяне приумножили территорию своих земель вдвое и пришли к оседлому образу жизни. Междоусобные войны, периодически происходившие между общинами, были на руку филистимлянам, жителям средиземноморского побережья страны, поэтому возникла надобность в объединении племен – в одно централизованное государство. Саул стал первым царем Израиля и правил примерно с 1025 до 1011 гг. до н.э. Но превратил Израиль в сильное государство региона, значительно расширил его владения и прославил – царь Давид (ок. 1004-965 гг. до н.э.). Он взял Иерусалим, принадлежащий до того евусеям, превратил его в столицу, «град Давидов» и укрепил его. Уже первые победы царя принесли ему внешнеполитическую стабильность, и Иерусалим стал превращаться также в культово-религиозную столицу. По его приказу сюда же был перенесен Ковчег Завета, который находился в Кириафиариме. Им дважды были разбиты войска филистимлян, а позже – и вовсе покорены. Давид побеждал сирийцев, сувского царя Адраазара, установил господство над Моавом, Идумеей, амаликитянами, арамеями (сирийцами). Границы царства Давида практически достигли границ Земли Обетованной. Сын Давида, царь Соломон (ок. 965-930 гг. до н.э.) приумножил богатство, завоеванное отцом, и уделял большое значению развитию экономики, строительству и укреплению городов. По его желанию – и указанию отца – был возведен Иерусалимский храм, центральная святыня еврейского народа. Но восстание, вспыхнувшее после смерти царя, привело к разделу страны на два царства: Израиль (северное) со столицей в Самарии и Иудея (южное) со столицей в Иерусалиме. Оба государства получили различные модели развития. Большой, сильный Израиль проводил активную внешнюю политику. Его религия была искажена культом золотого тельца, а идолопоклонничество завоевывало все сильные позиции. Один за другим совершались государственные перевороты и уничтожались царские династии. В Иудее отношение к религии оставалось незыблемым, в том числе и значение Иерусалима, как религиозного и культурного центра. В 722 г. до н.э. Ассирия захватывает Израиль, а Вавилон в 586 г. – Иудею. Израильский народ вновь был осужден на изгнание, разрушен Иерусалимский храм, а иудейский царь уведен в плен Навуходоносором. Централизованной еврейской государственности был положен конец, но положено начало еврейской диаспоре и иудаизму как религиозной системе. Именно благодаря этому тысячи представителей еврейской нации, изгнанные из своей страны или по каким-либо другим причинам находящиеся за ее границами, сумели сохранить свою самобытность. Первое Возвращение евреев на родину произошло в 538 г. до н.э. по указу персидского царя Кира, захватившего Вавилон. В результате Второго, во главе с Эзра-книжником, евреям было предоставлено некоторое самоуправление, во время которого ими был восстановлен Иерусалимский Храм. Но вскоре земли иудеев снова были захвачены – в 332 г. на них вступают войска Александра Македонского и страна попадает в подчинение Сирии, оставляя еврейскому народу лишь религиозную независимость. Автономию Иудеи Селевкидам пришлось признать после многочисленных восстаний во главе с Хасмонеями, жреческим родом Иудеи, и вскоре вновь возродилось независимое еврейское государство. Впрочем, именно Хасмонеи и привели в Иудею новых захватчиков – римлян, приглашенных для участия в войне, разразившейся между двумя братьями этого рода, не поделившими между собой престол. Земли Израиля становятся провинцией Римской империи, и еврейская государственность вновь оказывается утраченной. Довольно трагичен конец династии Хасмонеев. Ирод, один из рабов, служивших при дворце и происходивший из рода Идумеев, тех самых, которых Хасмонеи насильно обратили в иудаизм, устроил переворот, уничтоживший всех потомков царской династии и сам стал царем в 37 г. до н.э. После его смерти Иудея возвращается в прямое управление Рима. Собственно Иудея, Идумея на юге и Самария на севере были отданы в управление Архелаю, сыну Ирода, после которого правили римские прокураторы – Понтий Пилат (26-26 гг. н.э.) стал последним из них. В 44 г. земли Палестины и Иудеи объединены и включены в римскую провинцию Сирию. В 73 г. н.э., после окончания Иудейской войны Константин заново организовал управление этой областью и дал Иудее и Самарии название Палестина Прима, сделав ее отдельной провинцией. В Европе происходит утверждение христианства, поэтому земли Израиля, столь связанные с жизнью Иисуса Христа, становятся священными для всех христиан. Иудеям же запрещено посещать Иерусалим, исключением был один день в году – Девятое Ава, когда они оплакивали разрушение Иерусалимского храма. В VII в. приходит черед арабских завоеваний. В 636 г. арабы захватывают Израильскую землю и правят на ней почти пять веков, оставив евреям Иерусалима лишь свободу вероисповедания – в обмен на уплату налога на веру. Но завоеватели не смогли обеспечить безопасность народам завоеванных земель. В 1099 году на израильские земли приходят крестоносцы. Под эгидой освобождения Гроба Господня от неверных, они захватывают Иерусалим, вырезав большую часть еврейского населения. Следующими захватчиками, прекратившими правление крестоносцев, становится воинское мусульманское сословие, пришедшее к власти в Египте, которое называлось мамлюки. Они довели земли Израиля до полного упадка и в 1517 г. сдали ее Османской империи без особого сопротивления. Турецкое владычество продолжалось еще четыре века – вплоть до прихода в 1917 г. британской армии. За это время Иерусалим оказался перенаселенным, и евреям пришлось строить новый квартал за его стенами, за которым последовало еще 7, являющихся сегодня ядром Нового города. Возрождался иврит, разгоралось еврейское освобождение, привлекшее два больших потока евреев из Восточной Европы в конце XIX – начала XX вв. В результате Первой мировой войны Великобритания получила мандат на управление палестинской территорией, который был утверждён Лигой Наций в июле 1922 г. В английскую подмандатную территорию Палестина входила также территория, которая теперь принадлежит Иордании. В 1921 г. был создан отдельный мандатный штат Трансиордания, из которого в 1946 г. было образовано независимое королевство Иордания. Мандат был вручен Великобритании с призывом и целью ускорить создание Эрец-Исраэль (Земля Израиля), национального еврейского очага в Палестине. Но это отнюдь не устраивало арабов, считающих земли Палестины исконно своими. В 1941 году началась Вторая мировая война. Учиненный фашистами геноцид еврейского народа унес жизни шести миллионов евреев, в том числе полутора миллионов детей. После окончания войны вопрос о создании независимого государства, где могли бы жить евреи, забросанные по всему миру, не страшась расправы и преследования, стал особенно остро. В 1947 году истек срок британского мандата. На этот момент евреев в стране было 650.000, и они представляли собой общество с сильной развитой социальной системой. Организацией ООН было предложено разделить страну на два государства – арабское и еврейское, что вновь вызвало недовольство арабов. 14 мая 1948 года было провозглашено создание Государства Израиль – в соответствии с планом разделения Палестины, принятым ООН. Его первым президентом стал Давид Бен-Гурион. Но уже через 24 дня на пределы Израиля вторглись войска Египта, Иордании, Сирии, Ливана и Ирака. Арабо-израильская война длилась около 15 месяцев. Более 720.00 палестинцев стали беженцами, что вызвало организацию антиеврейских демонстраций и жестоких погромов в мусульманских странах. В Израиль были вынуждены репатриироваться около 600.000 евреев. В результате военных действий почти половина территорий, которые были выделены под арабское государство, оказались под контролем Израиля, в том числе Западный Иерусалим. Остальные арабские территории и Восточный Иерусалим – под контролем Иордании и Египта, вплоть до Шестидневной войны 1967 года, в ходе которой Израиль занял всю палестинскую территорию, расправившись с противниками. Арабские государства не хотели соглашаться с правом существования государства Израиль до 1980-х гг. Первым решился разорвать круг президент Египта Анвар Садат, подписавший 26 марта 1979 г. мирный договор между Израилем и Египтом. 26 октября 1994 г. – такой договор подписала и Иордания. В течение 2000-го года между Израилем и Палестиной при посредничестве других стран велись переговоры об урегулировании непростых отношений, которые обострились в результате вооруженных столкновений между палестинцами и израильтянами в 2000 – 2001 гг. 12 июля 2006 г. вспыхнуло вооруженное столкновение между Израилем и радикальной шиитской группировкой «Хезболла», фактически контролировавшей южные районы государства Ливан, длившееся до 14 августа 2006 г. В Израиле это столкновение официально называется Второй ливанской войной. 1 октября 2006 года Израиль завершил вывод войск с территории Южного Ливана, война была прекращена в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН. Президентом Израиля с 2000-го года является Моше Кацав. С 2001 по 2006 гг. премьер-министром Израиля был Ариэль Шарон. 4 января 2006 г. он был госпитализирован с обширным инсультом, после которого впал в кому и признан недееспособным. В результате парламентских выборов 28 марта 2006 года обязанности премьер-министра перешли к Эхуду Ольмерту. Угрозы военных действий со стороны палестинцев тщательно контролируются Израильскими военными силами, но все же, в целях безопасности, не поощряются поездки и экскурсии по территории Западного берега реки Иордан и Сектора Га
История Израиля насчитывает тысячелетия. Достаточно сказать, что одним из первых источников по израильской истории стала… Библия. Археологические раскопки современности доказывают тот факт, что события, описанные в ней, имели реальную основу. Таким образом, сегодня можно сказать, что история евреев началась тогда, когда Авраам, считающийся родоначальником евреев, арабов и арамеев, был призван в Ханаан. Ветхозаветный патриарх Авраам родился в 2040 г. до н.э. в северной Месопотамии. Проповедуя единого Бога, он преследовался своими языческими соотечественниками, и на 75-ом году жизни оставив родину и переправившись через Евфрат пришел в Ханаан. Слово «еврей» произошло от прозвища патриарха – «га-иври», означающего «прибывший с стой стороны реки». Когда Аврааму было 100 лет, а его жене Саре – 90, у них родился сын Исаак, который, по союзу Авраама с Богом, должен был стать продолжателем еврейского племени. В браке Авраама с его второй женой Кетуру родилось 6 сыновей, и все они стали родоначальниками арабских племен. Именно поэтому Библия трактует имя патриарха как «отца множества племен». Над его могилой в Хевроне мусульмане построили мечеть, являющуюся одной их величайших святынь исламской религии. Образ Авраама имеет высокое значение, как для евреев, так и для мусульман и отцов христианской церкви. Явление Бога Аврааму в образе трех путников Православной церковью рассматривается как символ троичного Божества. Считается, что сыновья Авраама переселились в Египет, а оттуда их потомки были обращены в рабство, продолжавшееся долгих 400 лет. До тех пор пока, по Божьему проведению не появился Моисей. 40 лет еврейский народ скитался по пустыне и, породив новое поколение свободных людей, наконец, достигнул Израильской земли. Народу была дарована Тора (Пятикнижие) со знаменитыми десятью заповедями, и так сложилась религия. В течение двух веков израильтяне приумножили территорию своих земель вдвое и пришли к оседлому образу жизни. Междоусобные войны, периодически происходившие между общинами, были на руку филистимлянам, жителям средиземноморского побережья страны, поэтому возникла надобность в объединении племен – в одно централизованное государство. Саул стал первым царем Израиля и правил примерно с 1025 до 1011 гг. до н.э. Но превратил Израиль в сильное государство региона, значительно расширил его владения и прославил – царь Давид (ок. 1004-965 гг. до н.э.). Он взял Иерусалим, принадлежащий до того евусеям, превратил его в столицу, «град Давидов» и укрепил его. Уже первые победы царя принесли ему внешнеполитическую стабильность, и Иерусалим стал превращаться также в культово-религиозную столицу. По его приказу сюда же был перенесен Ковчег Завета, который находился в Кириафиариме. Им дважды были разбиты войска филистимлян, а позже – и вовсе покорены. Давид побеждал сирийцев, сувского царя Адраазара, установил господство над Моавом, Идумеей, амаликитянами, арамеями (сирийцами). Границы царства Давида практически достигли границ Земли Обетованной. Сын Давида, царь Соломон (ок. 965-930 гг. до н.э.) приумножил богатство, завоеванное отцом, и уделял большое значению развитию экономики, строительству и укреплению городов. По его желанию – и указанию отца – был возведен Иерусалимский храм, центральная святыня еврейского народа. Но восстание, вспыхнувшее после смерти царя, привело к разделу страны на два царства: Израиль (северное) со столицей в Самарии и Иудея (южное) со столицей в Иерусалиме. Оба государства получили различные модели развития. Большой, сильный Израиль проводил активную внешнюю политику. Его религия была искажена культом золотого тельца, а идолопоклонничество завоевывало все сильные позиции. Один за другим совершались государственные перевороты и уничтожались царские династии. В Иудее отношение к религии оставалось незыблемым, в том числе и значение Иерусалима, как религиозного и культурного центра. В 722 г. до н.э. Ассирия захватывает Израиль, а Вавилон в 586 г. – Иудею. Израильский народ вновь был осужден на изгнание, разрушен Иерусалимский храм, а иудейский царь уведен в плен Навуходоносором. Централизованной еврейской государственности был положен конец, но положено начало еврейской диаспоре и иудаизму как религиозной системе. Именно благодаря этому тысячи представителей еврейской нации, изгнанные из своей страны или по каким-либо другим причинам находящиеся за ее границами, сумели сохранить свою самобытность. Первое Возвращение евреев на родину произошло в 538 г. до н.э. по указу персидского царя Кира, захватившего Вавилон. В результате Второго, во главе с Эзра-книжником, евреям было предоставлено некоторое самоуправление, во время которого ими был восстановлен Иерусалимский Храм. Но вскоре земли иудеев снова были захвачены – в 332 г. на них вступают войска Александра Македонского и страна попадает в подчинение Сирии, оставляя еврейскому народу лишь религиозную независимость. Автономию Иудеи Селевкидам пришлось признать после многочисленных восстаний во главе с Хасмонеями, жреческим родом Иудеи, и вскоре вновь возродилось независимое еврейское государство. Впрочем, именно Хасмонеи и привели в Иудею новых захватчиков – римлян, приглашенных для участия в войне, разразившейся между двумя братьями этого рода, не поделившими между собой престол. Земли Израиля становятся провинцией Римской империи, и еврейская государственность вновь оказывается утраченной. Довольно трагичен конец династии Хасмонеев. Ирод, один из рабов, служивших при дворце и происходивший из рода Идумеев, тех самых, которых Хасмонеи насильно обратили в иудаизм, устроил переворот, уничтоживший всех потомков царской династии и сам стал царем в 37 г. до н.э. После его смерти Иудея возвращается в прямое управление Рима. Собственно Иудея, Идумея на юге и Самария на севере были отданы в управление Архелаю, сыну Ирода, после которого правили римские прокураторы – Понтий Пилат (26-26 гг. н.э.) стал последним из них. В 44 г. земли Палестины и Иудеи объединены и включены в римскую провинцию Сирию. В 73 г. н.э., после окончания Иудейской войны Константин заново организовал управление этой областью и дал Иудее и Самарии название Палестина Прима, сделав ее отдельной провинцией. В Европе происходит утверждение христианства, поэтому земли Израиля, столь связанные с жизнью Иисуса Христа, становятся священными для всех христиан. Иудеям же запрещено посещать Иерусалим, исключением был один день в году – Девятое Ава, когда они оплакивали разрушение Иерусалимского храма. В VII в. приходит черед арабских завоеваний. В 636 г. арабы захватывают Израильскую землю и правят на ней почти пять веков, оставив евреям Иерусалима лишь свободу вероисповедания – в обмен на уплату налога на веру. Но завоеватели не смогли обеспечить безопасность народам завоеванных земель. В 1099 году на израильские земли приходят крестоносцы. Под эгидой освобождения Гроба Господня от неверных, они захватывают Иерусалим, вырезав большую часть еврейского населения. Следующими захватчиками, прекратившими правление крестоносцев, становится воинское мусульманское сословие, пришедшее к власти в Египте, которое называлось мамлюки. Они довели земли Израиля до полного упадка и в 1517 г. сдали ее Османской империи без особого сопротивления. Турецкое владычество продолжалось еще четыре века – вплоть до прихода в 1917 г. британской армии. За это время Иерусалим оказался перенаселенным, и евреям пришлось строить новый квартал за его стенами, за которым последовало еще 7, являющихся сегодня ядром Нового города. Возрождался иврит, разгоралось еврейское освобождение, привлекшее два больших потока евреев из Восточной Европы в конце XIX – начала XX вв. В результате Первой мировой войны Великобритания получила мандат на управление палестинской территорией, который был утверждён Лигой Наций в июле 1922 г. В английскую подмандатную территорию Палестина входила также территория, которая теперь принадлежит Иордании. В 1921 г. был создан отдельный мандатный штат Трансиордания, из которого в 1946 г. было образовано независимое королевство Иордания. Мандат был вручен Великобритании с призывом и целью ускорить создание Эрец-Исраэль (Земля Израиля), национального еврейского очага в Палестине. Но это отнюдь не устраивало арабов, считающих земли Палестины исконно своими. В 1941 году началась Вторая мировая война. Учиненный фашистами геноцид еврейского народа унес жизни шести миллионов евреев, в том числе полутора миллионов детей. После окончания войны вопрос о создании независимого государства, где могли бы жить евреи, забросанные по всему миру, не страшась расправы и преследования, стал особенно остро. В 1947 году истек срок британского мандата. На этот момент евреев в стране было 650.000, и они представляли собой общество с сильной развитой социальной системой. Организацией ООН было предложено разделить страну на два государства – арабское и еврейское, что вновь вызвало недовольство арабов. 14 мая 1948 года было провозглашено создание Государства Израиль – в соответствии с планом разделения Палестины, принятым ООН. Его первым президентом стал Давид Бен-Гурион. Но уже через 24 дня на пределы Израиля вторглись войска Египта, Иордании, Сирии, Ливана и Ирака. Арабо-израильская война длилась около 15 месяцев. Более 720.00 палестинцев стали беженцами, что вызвало организацию антиеврейских демонстраций и жестоких погромов в мусульманских странах. В Израиль были вынуждены репатриироваться около 600.000 евреев. В результате военных действий почти половина территорий, которые были выделены под арабское государство, оказались под контролем Израиля, в том числе Западный Иерусалим. Остальные арабские территории и Восточный Иерусалим – под контролем Иордании и Египта, вплоть до Шестидневной войны 1967 года, в ходе которой Израиль занял всю палестинскую территорию, расправившись с противниками. Арабские государства не хотели соглашаться с правом существования государства Израиль до 1980-х гг. Первым решился разорвать круг президент Египта Анвар Садат, подписавший 26 марта 1979 г. мирный договор между Израилем и Египтом. 26 октября 1994 г. – такой договор подписала и Иордания. В течение 2000-го года между Израилем и Палестиной при посредничестве других стран велись переговоры об урегулировании непростых отношений, которые обострились в результате вооруженных столкновений между палестинцами и израильтянами в 2000 – 2001 гг. 12 июля 2006 г. вспыхнуло вооруженное столкновение между Израилем и радикальной шиитской группировкой «Хезболла», фактически контролировавшей южные районы государства Ливан, длившееся до 14 августа 2006 г. В Израиле это столкновение официально называется Второй ливанской войной. 1 октября 2006 года Израиль завершил вывод войск с территории Южного Ливана, война была прекращена в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН. Президентом Израиля с 2000-го года является Моше Кацав. С 2001 по 2006 гг. премьер-министром Израиля был Ариэль Шарон. 4 января 2006 г. он был госпитализирован с обширным инсультом, после которого впал в кому и признан недееспособным. В результате парламентских выборов 28 марта 2006 года обязанности премьер-министра перешли к Эхуду Ольмерту. Угрозы военных действий со стороны палестинцев тщательно контролируются Израильскими военными силами, но все же, в целях безопасности, не поощряются поездки и экскурсии по территории Западного берега реки Иордан и Сектора Газа.


Комментариев нет:

Отправить комментарий